Общение с лошадью как важный шаг к социализации личности.

Общение с лошадью как важный шаг к социализации личности..doc 

Общение с лошадью как важный шаг к социализации личности.

 

 

Проблема социализации современного человека на сегодняшний день является одной из актуальных в мире. Для того, чтобы быть полноправным членом общества, необходимо иметь своё место в нём. Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40 – 50-е года в работах А.Бандуры, Дж. Кольмана и др. По определению, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного воспитания личности. В процессе целенаправленного воспитания личности возникают проблемы с мотивацией.

 

Иппотерапия вызывает у пациентов очень сильную мотивацию. В США, например, контакты с лошадью используются для социализации, адаптации в обществе замкнутых, стеснительных и аутичных детей.

 

Одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией – это возможность практиковаться в фокусировке внимания и социальном взаимодействии. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.

 

Метод иппотерапии остается у нас не очень известным, однако он не нов. Слово это произошло от греческого hippos – лошадь. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект подобных занятий и советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные».

 

Успех иппотерапии связан с несколькими факторами.

  • Во-первых, лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, сколько интонация, с которой они произносятся. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно предсказуемо. Следовательно, она может давать ощущение стабильности, а это ощущение – основа для снятия страхов у детей.

 

  • Во-вторых, важную роль играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, с которыми он сам пока справиться не в состоянии. А через доверие к лошади возникает и доверие к окружающим людям.

 

 

  • В-третьих, человек, сидящий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему все время приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять, ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Тогда самым надежным проводником для него была мама.

 

  • В-четвертых, взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания (аутизм, детский церебральный паралич). Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.

 

 

  • В-пятых, иппотерапия обеспечивает развитие собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Кроме того, положение верхом на лошади оказывается выигрышным: «Я наверху, они внизу». Поэтому именно лошади используются для повышения самооценки людей и снятия депрессивного фона настроения.

 

  • В-шестых, верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний. Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют их. Все это говорит о большой значимости лошади в их жизни.

 

Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы

 

Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности занимающегося.

 

Шатилова Татьяна Григорьевна

www.moosap.ru, E-mail:yniktana@mail.ru

+7-952-914-952-2, +7-901-450-18-81, +7-960-782-08-08.