Межличностные связи, возникающие между участниками занятий по иппотерапии.


 

Прошутинская Анна Анатольевна, преподаватель кафедры ТиМФК

НГУ физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф. Лесгафта, СПбРООИ «Кентаврик»

 

 

Достаточное количество работ посвящено влиянию семьи на личностный рост ребенка, но нельзя забывать о том, что семья влияет не только на ребенка, но и на всех её членов. Если в семье воспитывается ребенок с каким-либо нарушением развития, то обычно возникают и нарушения внутрисемейного общения. В связи с этим можно выделить следующие типы внутрисемейных отношений (Н.Г. Корельская, 2003):

1.     Воспитание ребенка в атмосфере чрезмерной заботы, гиперопеки.

2.     Родители принимают ребенка, но не хотят признавать  факта дефекта у сына или дочери. Изоляция ребенка от окружающего мира или отношение к нему как к здоровому без учета особенностей развития.

3.     Общее эмоциональное отчуждение членов семьи и родителей от ребенка с нарушениями развития. Родители смирились с дефектом, но не принимают самого ребенка.

4.     Чрезмерно подавляющее, деспотичное поведение родителей в отношении ребенка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что неадекватные позиции членов семьи в отношении к «особенному» ребенку имеют чаще всего негативные последствия, поэтому в этих случаях встает вопрос о корректировке внутрисемейных отношений. Как иппотерапия может повлиять на сложившуюся ситуацию? Для ответа на поставленный вопрос, рассмотрим в целом отношения, которые формируются на основе межличностных связей между всеми участниками иппотерапевтических занятий.

 

 


1. Связь между родителем и ребенком вне занятий. Так как большую часть времени ребенок проводит в кругу семьи, то связь ребенок-родитель представляется наиболее плотной и информативной. Кроме того, сам родитель активно участвует в организации режима жизнедеятельности ребенка и как никто другой знает (должен знать) особенности характера, темперамента, поведенческих реакций, вкусов, предпочтений ребенка при выборе игрушек, вещей, предметов, того или иного вида деятельности. Общаясь в кругу семьи, ребенок активно усваивает принятые в ней традиции и нормы общения и поведения, а также у него формируются те или иные черты характера, исходя из его наблюдений за родителями и копирования их поведения. Ещё П.Ф. Лесгафт (1912), основоположник системы физического воспитания в России, писал о том, что нормальный ход развития ребенка в семье состоит в наблюдении над окружающей средой, повторении подмеченного и рассуждении о воспринятом.

Таким образом, ребенок активно считывает информацию с родителей (и других членов семьи) и делает собственные выводы. В то же время, родитель, имея возможность наблюдать за своим ребенком, может располагать достаточной информацией о нем.

 

2. Связь между родителями и инструктором является первичнее, чем между инструктором и ребенком. Ещё до начала занятий с ребенком инструктор знакомиться с родителями. В процессе собеседования он получает первичную информацию не только об  особенностях в развитии и состоянии здоровья, но также и о социальных условиях жизни и поведенческих особенностях ребенка, его привязанностей.

 

3. Связь между инструктором и ребенком. При знакомстве с ребенком, инструктор должен найти с ним контакт, расположить к себе, войти  к нему в доверие. Ребенок должен быть уверен, что инструктор – это человек, которому можно доверять: он обеспечивает безопасность, помогает выполнять сложные упражнения, с ним интересно и ничего не страшно. Через доверие к инструктору у ребенка формируется доверие к лошади и небоязнь с неё упасть и повредиться. При отсутствии контакта с подопечным и доверия проведение занятий по иппотерапии крайне затруднительно либо совсем невозможно.

Наблюдая за ребенком в течение занятий, инструктор может сделать выводы об особенностях характера ребенка, его реакции на те или иные задания, реакции организма на нагрузку, отношениях в семье, уровне физической и речевой подготовленности.

Наблюдения в конце занятия позволяют увидеть общую картину реакции организма на предложенную нагрузку. Беседа с ребенком, проводимая в заключительной части, дает информацию о том, что получилось или не получилось выполнить и почему; что нового узнали; чему научились; что вызвало эмоциональный отклик; что повторяли и т.п., т.е. подталкивать ребенка к самоанализу действий и планированию своей деятельности («В следующий раз я сделаю это упражнение лучше, красивее, большее количество раз, без посторонней помощи… и т.д.») и, следовательно, способствует повышению мотивации на занятиях.

Наблюдение и общение с ребенком (и с родителями) перед занятием и в начале, позволяют скорректировать намеченный план.

 

Основные показатели, на которые необходимо ориентироваться, корректируя план занятий непосредственно перед его началом:

1.     беседа, опрос родителей о самочувствии  и поведении ребенка после предыдущего занятия, в течении последних нескольких дней, недели.

2.     беседа, опрос родителей – как ребенок пробудился ото сна (легко, с трудом); как вёл себя до занятия (активно, пассивно, молчал, спал, капризничал, плакал, смеялся, пел); что ел и как (с аппетитом или без) и т.п.

3.     если занятия проводятся на открытом воздухе, то учитываются погодные и климатические условия.

4.     Приветствие ребенка – как поздоровался (с желанием или без, равнодушно или с интересом)

5.     Начало занятия – как вёл себя при посадке на лошадь (торопился сесть и сам проявлял инициативу, садился только после команды, капризничал); активно рассказывал о себе, слушал инструктора и выполнял упражнения с интересом или равнодушно и т.п.

 

4. Связь между инструктором и коноводом. Коновод, инструктор, лошадь –  единое целое, взаимодействуют между собой как единый организм. Информацию о состоянии ребенка и его настрое на работу инструктор передаёт коноводу, что позволяет последнему более эффективно управлять лошадью.

Ещё более тесная связь между коноводом и инструктором прослеживается во время работы. Помимо управления лошадью (изменение темпа, выбор маршрута), коновод должен внимательно следить за ходом занятия и заданиями инструктора. Например, если инструктор предлагает ребенку потянуться вверх к листикам, веточкам деревьев, то коневоду следует провести лошадь именно под деревьями, или, на предложение ребенку поздороваться с деревьями, коновод должен провести и приостановить лошадь рядом с деревьями, чтобы ребенок мог до них дотянуться и поздороваться.

Мы считаем, что с самых первых занятий для установления эмоционального контакта ребенка с лошадью, необходимо его учить управлять животным посредством команд: «Но»! «Вперед»! «Стой»! Во время отдачи ребенком команды коновод должен остановить лошадь или начать движение. Этот простой прием обучения является предпосылкой формирования уверенности, ощущения своего «Я» и лошади, чувства  повеления большим животным, которое слушается.

 

5. Связь между коноводом и лошадью. В зависимости от состояния ребенка, коновод может изменять темп ходьбы лошади, направление движения, рельеф проходимой местности (горка, низменность, ровная поверхность). Коновод должен хорошо знать особенности темперамента данной лошади, разбираться в психологии животного, пользоваться у него доверием.

 

6. Связь между ребенком и лошадью. Чувствуя темп движения лошади, тепло, вибрацию, мягкую шерсть, поглаживая её, дотягиваясь до ушек, хвоста, выполняя упражнения, слыша звуки, которые издает лошадь (фырчанье, чихание и др.), ребенок получает не только знания, воздействие на мышечные группы  и функциональные системы, но и заряд энергии, доброты, заботы, чувства защищенности. В работу включаются и сенсорные системы: зрение – видит лошадь; слух – слышит звуки лошади; обоняние – ощущает специфический запах лошади; осязание – чувствует тепло лошади, мягкую «плюшевую» шерсть. Каждое занятие заканчивается угощением животного. Беря угощение, лошадь языком массирует ладошку ребёнка, оказывая массажное воздействие на рецепторы кожи. При самостоятельном управлении лошадью у ребенка формируется  уверенность в своих силах.

Но и само животное, видя реакцию ребенка, его физическое   и эмоциональное состояние, может внешним видом и поведение выражать свои ощущения и эмоции.

 

7. Связь между родителями и лошадью. Реабилитацию ребенка мы начинаем с реабилитации родителей. Принимая участие в занятиях,  родитель подстраивается под темп лошади, ощущает её тепло, энергию, видит, как она  старается подстроится под различные положения и движения всадника. Часто родитель шагает рядом с лошадью, на которой занимается его ребенок. При этом просто ходьба рядом с лошадью обладает успокаивающим эффектом. Кроме того, родитель может увеличить и свою двигательную активность, приобрести навыки организации игр с ребенком. В конце занятия помогает ребенку угостить лошадь, зачастую сам не менее эмоционально, чем ребенок, участвуя в этом действии.

Если ребенок боится сидеть верхом один, то с ним садится инструктор, но и иногда, при наличие навыков, мы привлекаем к этому и родителей. При такой форме проведения занятий родители имеют возможность прочувствовать и соизмерить ощущения ребенка не только физические, но и эмоциональные. Садясь верхом, взрослый оказывается в непривычном положении – высоко от земли  и на объекте, который двигается, что требует согласованной работы  вестибулярного и мышечного аппаратов. Такие совместные занятия по другому структурируют поведение родителей по отношении к ребенку, сидящему верхом на лошади одному. Не остается места пере- или недоцениванию возможностей ребенка и реализации своих амбиций.

8. Связь между родителем и ребенком во время занятий возникает при непосредственном привлечении к работе родителей. На наш взгляд, она является центральной. Мы уже говорили о связи между родителями и ребенком вне занятий, т.е. дома, на прогулке, в поликлинике и т.д. и её отличительная особенность в том, что она естественна. Родители являются первыми любящими людьми, которые помогают   ребенку приспособиться к бытовой, трудовой и социальной деятельности и, проживая вместе, они вынуждены вступать с ним в контакт. Однако,  исследованиями Л.А. Соколовой   и А.И. Соколова (2006) было показано, что наличие ребенка с отклонениями в развитии является  причиной формирования стойких отрицательных психологических состояний у родителей и влияет на взаимоотношения в семье и с социумом. Неадекватное отношение родителей к особенностям ребенка сказывается на его развитии, воспитании и нервно-психическом состоянии.  

Занимаясь вместе с ребенком, родитель видит его в новом амплуа – не беспомощного и больного, а сильного, самостоятельного, уверенного человека, а также его усилия и старания, динамику его достижений.

На занятии он может скорректировать отношении к своему ребенку и его особенностям, расширить и увеличить его двигательную активность, научиться передавать ответственность ребенку, тем самым максимально адаптируя ребенка к жизни через стимуляцию личной активности (Н.И. Визовская, 2007).

Таким образом, при совместных занятиях иппотерапией  у родителей формируется  эмоциональное принятие ребенка-инвалида и адекватное отношение к нему и к его особенностям развития. А также делается акцент на позитивные процессы в развитии ребенка, его первые самостоятельные победы.

Опыт, полученный на занятиях, родители могут перенести домой, обобщать и закреплять вместе. Именно достижение связи между родителем и ребенком во время занятий, ломка прежних отрицательных стереотипов у родителей  и формирование системы новых взглядом на проблему,  является, на наш взгляд, одним из показателей результативности иппотерапевтической работы.

Межличностные связи, возникающие между участниками занятий по иппотерапии..doc